Засе́чные черты́ (линии), оборонительные сооружения на южных и юго-восточных окраинах Русского государства в XVI-XVII вв. для защиты от кочевников. Состояли из засек, валов, рвов, частоколов, использовались естественные преграды (реки, овраги). Имели опорные пункты (остроги и города-крепости). Важнейшей была Большая Засечная черта. В XVII в. сооружены также Белгородская, Тамбовская, Изюмская и др. засечные черты. В XVIII в. преобразованы в пограничные укреплённые линии.
* * *
ЗАСЕЧНЫЕ ЧЕРТЫ - ЗАСЕ́ЧНЫЕ ЧЕРТЫ́ (линии), оборонительные сооружения на южных и юго-восточных окраинах Русского государства в 16-17 веках для защиты от набегов кочевников.
Состояли из лесных завалов-засек, а в безлесных местах частоколов, надолб, земляных валов. При сооружении засечных черт старались использовать естественные преграды (реки, овраги).
Первые засеки появились в 13 веке на путях движения татаро-монголов, но существенное развитие получили с 16 веке, после образования Русского централизованного государства. Важнейшее значение имела Большая засечная черта (см. БОЛЬШАЯ ЗАСЕЧНАЯ ЧЕРТА), строительство которой было завершено в 1566. Она шла от Переяславля-Рязанского на Тулу, Белев и Жиздру. На наиболее опасных напрвлениях она состояла из двух рядов укреплений (между Тулой и Венёвом), из трех (между Белёвом и Лихвином) и четырех (между Белёвом и Перемышлем). Юго-восточный фланг черты составляли Шацкая и Ряжская засеки.
Засечные черты делились на мелкие звенья для надзора и охраны, границы звеньев обозначались местными приметами (пнями, натёсами на деревьях). У больших дорог, сооружались опорные пункты с башнями, подъемными мостами, острогами, частоколами. На путях наиболее частых вторжений татар в Русское государство строились города-крепости. Леса, где проходили засеки, назывались заповедными, и законом было запрещено рубить их или прокладывать самовольно через них дороги.
Во время Смутного времени (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) (начало 17 в.) крымские татары усилили набеги на Русь, разрушили многие сооружения засечных черт. В 1618-1630 число набегов сократилось, но из-за ослабления сторожевой службы и ветхости укреплений кочевники сумели наносить существенный урон русскому населению. Новый всплеск татарских набегов случился в годы русско-польской войны (1632-1634). Поэтому правительство Михаила Федоровича (см. МИХАИЛ Федорович) в 1635-1638 провело работы по восстановлению и усовершенствованию Большой засечной черты. Ее глубина составляла от 40-60 м до 40-60 км. Общая протяженность Большой засечной черты - свыше 1000 км (1638). Для покрытия расходов на ремонт и укрепление засечных черт с населения с третьей четверти 16 века собирался специальный налог - засечные деньги. Охрана засечных черт была возложена на засечную стражу, набиравшуюся по человеку с 20 дворов. Пограничная засечная стража во второй половине 16 века насчитывала от 30 до 35 тысяч воинов. Засечные черты охранялись станицами (отрядами), высылавшими «сторожей» (разъезды), задачей которых была разведка местности перед засечными чертами. Ведали засеками воеводы, головы, засечные приказчики, в подчинении у которых были поместные и приписные сторожа.
В 1630-х гг. за рекой Окой и вдоль нее насчитывалось более 40 городов (Путивль, Севск, Орел, Новосиль) с крупными гарнизонами (до 1,5 тыс человек) и с артиллерийским «нарядом». Эти города играли роль опорных пограничных пунктов. Летом каждого года на рубеже Одоев, Тула, Рязань собиралось полевое войско. Его штаб располагался в Туле, передовой отряд - в Мценске. Если в 1631 полевое войско насчитывало 5 тысяч бойцов, то в 1636 - 17 тысяч. С перемещением русской границы на юг значение Большой засечной черты уменьшилось. В конце 1630 - 1640-х гг. была сооружена Белгородская черта (см. БЕЛГОРОДСКАЯ ЧЕРТА). Опыт борьбы на южных границах Русского государства с крымскими татарами был перенесен на юго-восточные рубежи, где в 1648-1654 была сооружена Симбирская засека, в 1652-1656 - Закамская черта. С 18 веке опыт строительства и обороны засечных черт был использован при сооружении пограничных укрепленных линий.